Бизнес-план и его функции
Цель без плана её достижения – всего лишь желание.
Антуан де Сент-Экзюпери
Бизнес-план – это важный документ, который определяет перспективы по созданию или развитию бизнеса. Он нужен как вам самим, так и тем, у кого вы планируете взять займ на развитие проекта, чтобы можно было понимать ожидания от вашего детища.
Приведём пример. Допустим, ваш удел – стоматологические услуги. Вам понадобится бизнес план зуботехнической лаборатории, который учтёт все требования СЭС, получение лицензии, затраты на покупку оборудования и чётко обозначит предоставляемые услуги, объём выручки и прибыли. Таким образом, бизнес-план должен включать:
- описание целей
- полное описание услуг
- краткий или подробный анализ рынка
- маркетинговый план
- требования к помещению и оборудованию
- обозначение управляющего персонала
- объём необходимых средств
- анализ рисков
- подробный финансовый план
Именно детальные финансовые расчёты превращают ваш документ в бизнес-план. Вы должны сделать прогноз возможной выручки и прибыли и соотнести их с оценкой рисков возникновения убытков, объёмом требуемых средств, затратами на покупку техники, оборудования, найма персонала, а также оценить расходы на рекламу.
Приступаем к работе над документом
Из чего состоит бизнес-план?
Идеальный план состоит из трёх частей: аннотации, резюме и непосредственно бизнес-плана. Аннотация играет роль вступления, а в резюме нужно на 1-3 страницах кратко изложить цель, проведенные расчёты и указать преимущества, которые выгодно отличают вас от конкурентов. Резюме является важной частью, т.к. именно с ней в большинстве случаев ознакомиться инвестор. Сам бизнес-план – это подробное изложение, объём которого может составлять несколько десятков страниц. Нет универсального решения, т.к. каждый вид деятельности имеет целый набор своих особенностей.
Приведём ещё один практичный пример – бизнес план сервиса по ремонту телефонов в виде небольшой мастерской. В этом случае вы должны просчитать затраты на аренду помещения в проходном месте, а также покупку оборудования – мебели для персонала, посетителей и непосредственно техники для ремонта, найти поставщиков запчастей и оценить перспективы расширения. При этом нужно учесть разницу при выполнении ремонта телефонов самостоятельно или с помощью наёмного персонала. Последнее решение увеличит затраты, но может освободить ваше время для поиска выгодных условий у поставщиков.
Рассмотрим бизнес план мкк (микрокредитной компании). Это многообещающий вид деятельности, т.к. потребность населения в небольших займах до зарплаты вряд ли когда-либо иссякнет. Нужно учесть такие риски и затраты: невозвраты и просрочки кредитов, расходы на судебные разбирательства, а также нужно найти источник привлечения средств для выдачи кредитов (как вариант – привлечение средств у населения под процент или поиск инвестора).
В итоге
При подготовке документа изучите похожие готовые примеры, чтобы лучше ознакомиться с пониманием требуемых данных. Вам не помешает хорошая фантазия и добрый настрой, а приступать к составлению нужно в те дни, когда вы полны сил, энергии и новых идей.